Участники проекта представят исследовательский срез по ключевым аспектам влияния научно-технического прогресса на современное общество. К рассмотрению планируется широкий спектр тем, включая этические дилеммы, экономические, социальные и культурные последствия цифровизации, управление технологическими рисками, цифровое неравенство и экологические вызовы.
Особое внимание будет уделено вопросам адаптации законодательства и образовательных программ к новым реалиям, а также влиянию общественного мнения на восприятие и внедрение инновационных технологий.
Секция станет площадкой для обмена мнениями и идеями среди ученых, исследователей и практиков, заинтересованных в поиске путей гармоничного сочетания научно-технического развития и социального благополучия.
Формат проведения: офлайн с применением дистанционных технологий
Дата и время проведения: 01.04.2025 - 02.04.2025 в 11.00
Место проведения: МФТИ, Первомайская 7, 303 ком.
Программа секции: https://disk.yandex.ru/i/9EYGsO_6fYilWg
Доклад посвящен анализу взаимосвязи эмоциональных паттернов диалогов пользователей с воплощёнными ИИ-агентами и их визуальным представлением, а также разработке метода прогнозирования внешнего вида агентов на основе эмоциональных характеристик взаимодействия. Актуальность работы обусловлена активным внедрением таких агентов в социально значимые сферы (медицина, образование), где антропоморфизация технологий сопряжена с этическими рисками, включая эмоциональную уязвимость пользователей.
Описывается, как развитие технологий способствует снижению уровня насилия в военных конфликтах. Рассматриваются ключевые теории, которые объясняют, как научно-технический прогресс формирует социальные представления о военном насилии. Отмечается, что, несмотря на потенциал технологий для предотвращения конфликтов, их использование в военных целях требует укрепления международного сотрудничества и создания эффективных механизмов контроля за их использованием.
В статье рассматривается тенденция индивидуализации в контексте высшего образования в Республике Беларусь, согласно Концепции развития образования Республики Беларусь. Рассмотрен опыт зарубежных университетов по поддержке физического и эмоционального благополучия студентов в период учебы и экзаменационных сессий.
На основе массового опроса было установлено, что пожилые люди (60–74 года) сталкиваются с трудностями адаптации к современным цифровым технологиям. Негативные чувства вызваны страхом потери конфиденциальности и любой иной важной для пожилого человека информации, которую он предоставляет на цифровые платформы. Также пожилые люди испытывают фрустрацию от невозможности успеть за темпами развития цифровых технологий.
Экспертная оценка проявлений процесса цифровой маргинализации в различных социальных измерениях по шкале «крайне важные», «существенные», «значимые» и «несущественные» показала, что 1) проявления общественно-политического, социально-экономического и социокультурного измерений маргинализации оцениваются как существенные, 2) социально-структурное и социально-психологическое измерение находятся в диапазоне значимых.
В последнее время все больше ученых говорят о кризисе науки. Однако, об этих проблемах 21-го века уже писали многие мыслители прошлого века. Мы остановимся только на трех: Томасе Куне, Романо Гвардини и Ванневаре Буше. Существуют также множество текстов самих ученых, подробно описывающих, как современная наука тонет в море научных мистификаций. Автор также цитирует свои работы, которые докладывались на конференциях МФТИ, и выражает надежду, что ИИ и технологии помогут в преодолении кризиса
В докладе предполагается представить результаты пилотного исследования зависимости взаимосвязи креативности с показателями способности к саморегуляции, качеств личности, локус контроля, наблюдаемые у магистрантов и аспирантов МФТИ и НГУ.
В докладе речь пойдет о почти неизвестных страницах истории семиотики невербальной коммуникации: теории несловесных знаков у полигистора XVII столетия Хуана Карамуэля. В этой барочной теории значения, содержащей, например, такие разделы, как «риторика ресниц» или «логика надгробий», предлагается модель универсальной герменевтики, предвосхищающей такие знаковые проекты уже XX столетия, как «Система моды» Ролана Барта или теория речевых актов Дж. Остина.
The difficulty-level of a question cannot not be impartial because the outcomes are relative as different persons work with different inherent perceptions, emotions etc. We propose to use an intelligent tutoring system to for determining the difficulty-level of a question by using machine learning method comprises many factors and largely dependent on NLP. We use a reinforcement learning model in order to explore mean-variance trade-off for measuring easiness of a problem.
Доклад посвящен оценке культурной интегрированности больших языковых моделей в русскоязычную среду. В исследовании рассматривается способность моделей учитывать культурные типы и специфические речевые клише, такие как мемы, цитаты и поговорки. Результаты показывают, что даже наиболее продвинутые модели сталкиваются с трудностями при интерпретации культурно-специфичных элементов, что подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования методов адаптации моделей к культурным особенностям.
Доклад призван осветить диалектику событийного и процессуального в философии и науке на примере перехода от событийности в схоластической философии к процессуальности в новоевропейской философии и науке (принцип непрерывности Галилея-Лейбница) и возвращения к событийности в квантовой механике. О процессуальности как доминанте новоевропейской научной картины мира пишет П.П. Гайденко: "Все, что предстает в окружающем мире как прочное и устойчивое, объясняется незаметностью изменений".
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия стран-участников международной организации БРИКС в области образовательных технологий, в частности, внедрение в педагогическую практику информационных ресурсов, которые включают проектное обучение, внедрение цифровых обучающих платформ, онлайн курсы и другие современные образовательные контенты, которые, разрабатываются на основе международных стандартов обучения.
Проект направлен на популяризацию цифровых видов спорта среди школьников посредством разработки и внедрения специализированного интернет-ресурса. Данный ресурс будет содержать информационно-методические материалы, аналитические данные, практические рекомендации и платформу для взаимодействия педагогов, учеников и специалистов в области киберспорта, спортивного программирования, дрон-рейсинга, фиджитал-спорта и других цифровых дисциплин.
В работе рассматривается динамика цифровизации в России в целом, а также анализируются риски использования искусственного интеллекта как цифровой технологии в образовании.
Исследуются предпосылки возникновения научного сознания Нового времени в XVII и XVIII вв. в связи с философскими концепциями деизма и детерминизма
На рубеже 1920-х-1930-х гг. наблюдаются качественные изменения в кинопроизводстве, что выразилось в появлении полноформатных авторских фильмов о народах СССР. Несмотря на отсутствие в настоящее время ряда кинокартин, сохранились опубликованные статьи, фотоматериалы в советской периодике, позволяющие воссоздать традиции народа, их обрядовые ритуалы, верования, рассмотреть экономическое развитие края. Национальные фильмы способствуют сохранению памяти о важнейших событиях локальной истории.
Цифровая гуманитаристика — течение 2010-х гг. в рамках гуманитарной мысли, но берет начало еще в середине XX века. В новом течении можно выделить авангард — проекты по разработке HTR (Handwritten Text Recognition) алгоритмов для расшифровки рукописей. Это техническое новшество помогает работать с BIG DATA, по-другому взглянуть на привычную работу гуманитария, выработать новые инструменты анализа и прийти к нетривиальным выводам.
В докладе рассматривается значение сферы образования для социальной жизни, обсуждаются две проблемы использования технологий генеративного искусственного интеллекта в образовании, ограничительные принципы для такого использования и предлагаются некоторые методы решения обозначенных проблем.
В докладе анализируются основания техноэтики. Показаны ограничения классических подходов сформированных под влиянием Марио Бунге. Рассматривается возможность применения основных принципов исследований науки и технологий для нормативной оценки инженерной деятельности.
Доклад посвящен двухвекторным тенденциям цифровизации современного кино, связанным с воссозданием эпического прошлого. Одна предполагает максимально детальную визуализацию ценностно маркированного образа прошлого (как правило, альтернативного), другое – работу с цифровыми образами легендарных артистов «золотого века» самого киноискусства. Обе транслируют симбиотическую картину идеального прошлого, играющего консолидирующую роль эпической коллективной памяти в сознании зрителя.
Один из феноменов современной политики в сфере исторической памяти - массовое увековечивание памяти исторических и иных персонажей. Заметным явлением в этой области стала мемориализация событий жизни и деятельности князя Александра Ярославича, выразившаяся в том числе в установке десятков памятников и монументов на территории России. В докладе представлен анализ использования образа знаменитого исторического деятеля в контексте социокультурных и политических изменений в современной России.
Проблемы сохранения утраченных объектов культурного наследия в конце ХХ века получили новые возможности разрешения на основе передовых цифровых технологий. Рассмотрены результаты совместных проектов исторического и механико-математического факультетов МГУ (в частности, проекта "Виртуальная реконструкция московского Страстного монастыря (середина XVII – начало XX вв.")
Предмет анализа настоящей работы — известный библейский текст о семье Ламеха — основоположниках промышленных технологий. На основе текста реконструируются судьбы технологий, их этические особенности, связь с красотой.
В современном обществе принято считать, что основания современной науки – это атеизм, материализм, доверие наблюдению и практика. Этот вывод представляется очевидным даже самым выдающимся современным ученым. Однако, если ознакомиться с трудами основателей современной физики Г. Галилея, Р. Декарта и др., то окажется, что своими корнями физика уходит в христиаское богословие и, в частности, в учение великого отца Церкви - блаженного Августина.
В работе рассмотрены основные направления проведенной на Физтехе реформы социально-гуманитарного образования, основные направления текущей работы в данном направлении в свете вновь появляющихся регламентирующих документов и общероссийских направлений реформы гуманитарного образования для студентов естественно-научных и инженерных направлений, показаны результаты осуществленной реформы с позиций смыслового наполнения, оптимизации учебной нагрузки и удовлетворенности студентов.
Что такое искусство и какую роль оно играет в современном мире?
Стоит ли разбираться в искусстве?
Как искусство влияет на поведение, и почему это может стать важным инструментом для выстраивания эффективной коммуникации в бизнесе?
Искусство, дизайн, стиль, коммуникация как составляющие личного бренда и деловой репутации или как способ мышления и образ жизни?
Автор освещает новый подход к теме руин в контексте современного пространства, основанный на отказе от эстетизации руин как образов обреченности и лирической меланхолии на примерах, представленных на 2 Триеналле архитектуры в Шарже, где был продемонстрирован креативный опыт переосмысления руин, и создание для них нового образа, отражающего такие чувствительные для современной реальности аспекты, как экология, этнос, традиции.
Был разаработан алгоритм для оценки эффективности нейробиоуправления, анализирующий данные ЭЭГ, полученные в результате сессий тренинга нейробиоуправления