Секция расматривает современные педагогические технологии, связанные с довузовским образованием и современными проблемами информатики в учебных сферах.
Формат проведения: Смешанный
Дата и время проведение: 03.04.2025 в 11:00
Место проведение: МФТИ, 517а ГК
Доклад включает пять разделов: «Фундамент бортовой математики», «Фундамент древней математики», «Апории Зенона», «Фундамент современной математики» и «Фундамент школьной математики»; содержательно дополняет работу того же автора, представленную на секции педагогики и информационных технологий 66-й конференции. Основной метод изложения – приведение цитат из источников, на которые автор считает целесообразным обратить внимание.
Об отсутствии научной дискуссии или об окончательной деградации науки и образования в России
Тот факт, что МФТИ в международных рейтингах университетов сместился в пятую сотню, является скорее авансом за «предыдущие заслуги», и в полной мере отражает негативную тенденцию.
Надеюсь, что когда-нибудь предложенная мною реформа образования на физтехе будет проведена, и следующие поколения студентов будут мне благодарны.
Одним из основных методов стимулирования является обучение практикой действия, при котором, в соответствие с теорией пирамиды познания Дж. Мартина, усваивается около 70% материала. Применительно к физике, в качестве примера внедрения такого метода можно рассматривать физический практикум в физико-математическом лицее №5 г.о. Долгопрудный, на котором школьники 7-11 классов еженедельно выполняют экспериментальные занятия олимпиадного уровня.
В статье обобщается опыт организации информационного пространства в условиях центра содействия семейному воспитанию, так как владение современными информационными технологиями и компьютерными программами являются социальными навыками современного времени, которыми должны владеть в том числе выпускники центров содействия семейному воспитанию и иных организаций, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Начиная изучать физику в седьмом классе, школьники недостаточно уверенно владеют необходимой математикой, что существенно замедляет их продвижение в предмете. Мы разработали программу кружка для шестиклассников, цель которого дать им необходимую математическую базу, а также познакомить с некоторыми идеями решения практических и теоретических задач по физике, встречающихся на олимпиаде им. Максвелла.
Работа посвящена анализу использования систем генеративного искусственного интеллекта (ИИ) студентами младших курсов биологического факультета БГУ. При помощи метода анонимного анкетирования было установлено, что 97% студентов 1 и 2 курсов используют chtaGPT и другие сервисы ИИ. При этом студенты чрезвычайно высоко оценивают эффективность данных инструментов. Также проанализированы основные направления использования студентами ИИ, а также спектр используемых инструментов на базе ИИ.
Наш проект в Math App Club при МФТИ представляет собой инновационное применение искусственного интеллекта для оптимизации обучения математике. Мы создаём интеллектуального помощника, который сочетает геймификацию и компьютерное зрение для решения задач. Проект решает проблемы традиционного обучения, повышая мотивацию студентов и улучшая практику. Адаптивная система объяснений предложит разнообразные подходы к задачам, обеспечивая глубокое понимание математики и развитие мышления пользователей.
Формирование математической грамотности предполагает овладение методом математического моделирования, что предусматривает описание анализируемого объекта внешнего мира с помощью математической символики. Рассматриваются этапы процесса математического моделирования в рамках работы по формированию математической грамотности.
Работа посвящена учебно-методической разработке по астрономической оптике, ориентированной на учащихся физико-математических классов. В основе курса — материалы Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, а также классические учебники по физике и астрономии. Особое внимание уделено устранению терминологической неоднозначности в фотометрии. Внедрение курса призвано формировать у школьников комплексное представление об оптических системах и их астрономических приложениях.
Информационное сообщение о разработке, внедрении и многолетней апробации кафедрой общей физики МФТИ многофункционального инструмента методического сопровождения и контроля эффективности проводимых кафедрой учебных курсов.
В.Ф. Шаталов, выдающийся педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения, которая показала высокие результаты: среди его учеников более 80 кандидатов наук, 15 докторов наук и 64 мастера спорта. Однако, несмотря на успехи и признание, его система не была широко внедрена в образовательный процесс. Цель работы — проанализировать историю возникновения, развития и причины неудач в продвижении педагогической системы Виктора Федоровича Шаталова.
С использованием различных методов машинного обучения в работе выявляются и анализируются взаимосвязи между характеристиками педагогических коллективов школ города Москвы (такими как образование членов коллектива, их стаж работы, наличие ученой степени и другими) и их образовательными результатами (такими как результаты учащихся в олимпиадах, на экзаменах и прочими результатами).
Проведенный анализ показывает, что межрегиональная налоговая конкуренция в России, с одной стороны, активно развивается - поскольку на протяжении последних десяти лет общее количество налоговых льгот, так или иначе связанных с территориальной локацией налогоплательщиков, неуклонно увеличивется. С другой стороны, основным ее источником является воля федерального законодателя, вводящего новые территориальные льготные режимы, тогда как регионы на протяжении этого же периода времени.
Масштабирование системы интеллектуальных соревнований в контексте цифровизации образования подразумевает внедрение автоматизированных систем оценивания. В работе рассматриваются подходы к формированию выборки для экспертного оценивания для снижения трудозатрат на разметку олимпиадных работ при сохранении точности оценивания.
В работе рассматриваются современные образовательные методики и технологии, позволяющие реализовывать дистанционное и интерактивное образование школьников. Такие программы направлены на формирование у учеников навыков, поспособствующих повышению уровня вовлеченности в професии инженерной и научной направленности. Помимо этого, рассматриваются барьеры внедрения иммерсивных образовательных технологий в отечественную систему образования и предлагаются подходы к их невелированию.
Проект направлен на популяризацию цифровых видов спорта среди школьников посредством разработки и внедрения специализированного интернет-ресурса. Данный ресурс будет содержать информационно-методические материалы, аналитические данные, практические рекомендации и платформу для взаимодействия педагогов, учеников и специалистов в области киберспорта, спортивного программирования, дрон-рейсинга, фиджитал-спорта и других цифровых дисциплин.
В рамках данной работы разработан проект по организации методического сопровождения педагогов на основе выявленных профессиональных дефицитов.
Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по физике занимает большое количество учебных часов, однако у школьников часто остаются «пробелы» в знаниях. В связи с этим поставлена задача организовать систему оперативного опроса школьников, которая позволяет выявлять основные проблемы учащихся и давать рекомендации по составлению программы подготовки школьников к олимпиаде.
В наше время проблема плагиата продолжает оставаться актуальной, однако ей на смену пришел новый вызов – генеративный текст. Цель работы – разработка прототипа системы для проверки студенческих работ на наличие заимствований с применением методов машинного обучения. Особое внимание будет уделено обнаружению генеративного текста.