Конференции

66-я Всероссийская научная конференция МФТИ

Список разделов ГНП - Секция педагогики и информационных технологий

Секция расматривает современные педагогические технологии, связанные с довузовским образованием и современными проблемами информатики в учебных сферах.

 

Формат проведения: очно-дистанционный

Дата и место проведение: 05.04.2024 в 10:00, 517ГК МФТИ

  • Алгебраические инструменты инженера-математика

    В работе поднимаются следующие взаимосвязанные вопросы математического содержания школьного курса алгебры: назревшая необходимость изложения начальных сведений о группах и гиперкомплексных числах; методические особенности преподавания элементов канторовской теории множеств; донесение до подростков 14-15 лет общей картины развития математики в XIX-XX веках. Доклад адресован новому поколению инженеров-математиков, студентам МФТИ, преподавателям физтеха - авторам учебников алгебры 8-9 класса.

  • Развитие внутрироссийской академической мобильности студентов: особенности институциональной регуляции и саморегуляции
    Формат межвузовской академической мобильности студентов в России находится на стадии становления. Институциональное регулирование проявляется в наличии формальных законодательных норм для
    сетевых обменов и создании в вузах условий для построения индивидуальных образовательных траекторий, финансирования перемещений и проживания, создания гибких образовательных планов. Специфика саморегуляции жизнедеятельности молодежи проявляется в высоких установках на миграцию в другие российские регионы.
  • Анализ современных тенденций в области бюджетного контроля: обзоры бюджетных расходов, аудит эффективности, внутренний финансовый аудит

     В работе рассматриваются изменения действующего законодательства в обалсти бюджетного контроля за последние несколько лет. Показано, что в результате произошедших изменений отдельные инструменты контроля были утрачены (стратегический аудит, осуществляемый Счетной палатой РФ), однако при этом появились отдельные новые инструменты (обзоры бюджетных расходов - Минфин). При этом эффективность гос. расходов, а также их итоговые эффекты анализирутся оргаанми гос. власти не в полной мере. 

  • Прогнозирование результатов Единого государственного экзамена с помощью методов машинного обучения

    В работе рассматривается задача предсказания результатов Единого государственного экзамена выпускников школ города Москвы с помощью методов машинного обучения. В качестве признаков для задачи регрессии выбраны результаты Основного государственного экзамена и форма обучения участников.
    В рамках исследования построено пять различных предиктивных моделей, а также проведен их сравнительный анализ.

  • Опыт преподавания курса Безопасность жизнедеятельности как междисциплинарной дисциплины

    Обобщён многолетний опыт преподавания курса Безопасность жинедеятельности как междисплинарного предмета, основанного на использовании физического подхода. Суть этого подхода состоит в анализе потоков энергии, вещества и информации, а также процессов и структур трансформации, распределения и использования этих потоков в развивающихся системах, безопасность которых надо обеспечивать. Этот подход позволяет анализировать и естественно-научные, и социо-экономические, и социо-гуманитарные проблемы БЖД

  • Численное моделирование физических процессов как способ повышения интереса учащихся классов ИТ-направленности к изучению физики

    В работе оценен потенциал использования численного моделирования физических процессов в классах с ИТ-направленностью.
    Доказана актуальность внедрения численного моделирования в образовательный процесс с целью повышения интереса учащихся к изучению физики и занятию научно-исследовательской деятельностью.
    Составлен примерный план занятия численным моделированием в рамках дополнительного образования.
    Разработан конспект занятия по численному решению задачи о падении тела в среде с сопротивлением.


  • Изучение взаимосвязи между уровнем инновационного и адаптивного мышления, личностными качествами и показателями саморегуляции у магистрантов и аспирантов естественно-научного профиля

    Исследование взаимосвязи креативности и саморегуляции имеет большой потенциал в повышении эффективности работы научных сотрудников. В данном исследовании показано в какой мере две составляющие креативности – адаптивное и инновационное мышление связаны между собой, с личностными особенностями и способностью к саморегуляции у лиц естественно-научных и инженерных специальностей.

  • Концепция «анти-теста Тьюринга» для олимпиадных заданий

    Проанализировано, как современный искусственный интеллект справляется с олимпиадными заданиями по различным предметам. Предложена концепция теста для оценки творческого характера комплектов олимпиадных заданий, способствующего эффективной работе системы развития таланта школьников в век ИИ.

  • Применение метода DEA анализа для выявления траекторий развития образовательной организации, обеспечивающих повышение качества образования

    Для определения направлений развития образовательной организации используются статистические методы анализа данных, такие как регрессионный анализ для установления взаимосвязей между показателями и метод DEA для оптимизации использования ресурсов. Это позволяет повысить качество образовательного процесса и исследовать возможности школ. При сравнении классов и учителей как эффективных элементов, возможно определение наиболее интересных направлений развития школы в текущих условиях.  

  • Повышение уровня практико-ориентированности знаний и умений, формируемых при подготовке школьников к участию в олимпиадах по физике

    На сегодняшний день изучение природных явлений и законов происходит с использованием примитивных, но, ввиду своей простоты, наглядных моделей. Это является одной из причин низкого уровня практикоориентированности знаний и умений школьников, которые изучают физику как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением. В данной работе обоснована актуальность создания и создан ВУМК посвященный прикладным вопросам физики. 

  • Разработка базового комплекта заданий для проведения лабораторных работ при углубленном изучении раздела "Механика" на уровне основного общего образования.

    Был создан сборник лабораторных работ, соответствующий требованиям ФГОС и учебным программам. Комплект заданий охватывает различные аспекты механики. Каждая лабораторная работа разделена на уровни сложности и снабжена теоретическим материалом, визуализациями и подробными инструкциями. Также разработаны методические рекомендации для учителей и проведено тестирование комплекта, в результате чего он был улучшен. Работа развивает научное мышление и практическое применение знаний учениками.

  • От школьной скамьи до развития промышленности: модернизация концепции Университет 3.0.

    Подход к университету, как к месту передачи информации от одного поколения к другому давно утратил силу, в настоящее время передовые вузы акцентируют внимание на необходимости взаимодействия с представителями бизнеса и индустрии, именно эти участники выступают новыми полноправными субъектами процесса обучения в вузе. Для грамотной имплементации концепций Университет 3.0 и 4.0 необходимо сделать небольшой шаг назад и начать отбор будущих студентов и молодых ученых со школьной скамьи.

  • Интерактивная методика преподавания биологической систематики в школе, на примере пуговиц

    Современная систематика, основанная на филогенетических принципах, может быть сложной для школьнико из-за своей абстрактной природы и сложной терминологии. Используя пуговицы в качестве модели, мы разработали уникальный "ключ" для пуговиц, аналогичный биологическим ключам для классификации организмов. Классифицируя пуговицы по морфологическим признакам, школьники могут на практике применять принципы систематики, углубляя свое понимание биологической классификации и эволюционных связей.