65-я Всероссийская научная конференция МФТИ

65-я Всероссийская научная конференция МФТИ

Список разделов ГНП - Секция педагогики и информационных технологий

Секция расматривает современные педагогические технологии, связанные с довузовским образованием и современными проблемами информатики в учебных сферах.

Рабочий язык: русский

Формат проведения: очно-дистанционный

Дата и место проведение: 07 апреля 2023г., в 11:00 часов, МФТИ, главный корпус, 517ГК.

  • Методические аспекты использования чат-ботов на занятиях по иностранному языку

    Статья посвящена методическим аспектам имплементации технологий искусственного интеллекта, на примере чат-ботов, в процесс обучения иностранным языкам. Помимо рассмотрения истории возникновения данной технологии, в статье проанализированы наиболее популярные чат-боты для изучения иностранного языка, выявлены достоинства и недостатки использования чат-ботов в качестве дополнительных образовательных ресурсов. 

  • Дифференциация среднего общего и высшего математического образования и пути решения проблемы.

    В работе рассмотрена проблема дифференциации школьного и высшего образования. Представлен набор возможных проблем, которые могут возникнуть из этого, а также предложен один не очень сложный путь уменьшения данного разрыва.

  • Тестирование поступающих в инженерные классы старшей школы

    В работе рассмотрено тестирование для учащихся 10-классов по математике, позволяющее выявить способности к обучению в инженерных классах. Рассматриваются 4 категории учащихся и их отличительные особенности, выявляемые в результате тестирования. Продемонстрирована апробация тестирования на учениках старшей школы. Показана коррреляция результатов тестирования с результатами сдачи ЕГЭ по профильной математике при выпуске из инженерного класса.

  • Решение задач по физике как методический прием подготовки школьников к конкурсам

    Для учителя физики особую роль играет обучение учащихся решению задач, которые позволяют не только мотивировать и развивать обучающихся, но и выявлять возможные направления подготовки одаренных школьников, соответствующее их личностным характеристикам. В обучении одаренных в области физики школьников и в целом в развитии интереса детей к физике можно выделить олимпиадную подготовку, учебно-исследовательскую деятельность, физические конкурсы и техническое творчество.

  • Ежегодные мероприятия довузовского образования школьников проводимые МФТИ

    Наряду с одной из приоритетных задач МФТИ – привлечение самых талантливых и мотивированных школьников Физтех-центр ведет системную работу по выявлению, поиску и развитию талантливой молодежи в области естественно-математических наук. За прошедший год проведено множество мероприятий, направленных на поиск молодых талантов. Большая часть из них направлена на популяризацию олимпиадного движения.

  • Основа дистанционной довузовской подготовки МФТИ

    Довузовское дополнительное образование МФТИ (далее ДДО) с момента основания института является главным инструментом по осуществлению отбора, сопровождения и поддержки абитуриентов. Успешное внедрение IT- технологий позволило осуществить успешное расширение таких рамок работы ДДО как «Физтех-Центр», Заочная физико-техническая школа, Студенческий Научно Педагогический Отряд «Бакалавры Физтеха», Сетевая олимпиадная школа «Физтех Регионам».

  • Оптимизация образовательного процесса в школе с помощью искусственного интеллекта

    В работе рассмотрены возможности использования систем искусственного интеллекта для образовательных целей; предложены форматы обучения и его компоненты для адаптивного и персонализированного обучения в соответствии с возможностями эффективного применения программ на основе технологии машинного обучения – чат-ботов.

  • Студенческий научно-педагогический отряд - один из основных инструментов работы со школьниками в МФТИ

    Вся работа со школьниками среди студентов строится в МФТИ на волонтерских началах.  Для координации работы со школьниками ректорат МФТИ в 1999 году совместно с Министерством Образования РФ организовал Межвузовский центр воспитания и развития талантливой молодежи в области естественно-математических наук «Физтех-центр». И одним из основополагающих начинаний Физтех-центра было создание Студенческого научно-педагогического отряда (СНПО) «Бакалавры Физтеха».

  • Безопасность жизнедеятельности как междисциплинарный учебный курс, построенный на основе физических подходов и представлений социофизики и место правовых аспектов в его структуре

    В работе предлагается структура курса "Безопасность жизнедеятельности", основанная на использовании физического подхода и представлений социофизики, и обсуждается место правовых аспектов в этом курсе. Физический подход  позволяет структурировать курс, и продемонстрировать его универсальную применимость. Это позволяет экономить учебное время и строить курс на модульной основе, варьируя набор  объектов анализа, исходя из актуальности  проблем и интересов слушателей. 

  • Изучение вопросов искусственного интеллекта на ступени среднего общего образования с применением кейс-метода

    Описывается практическая составляющая методики обучения основам искусственного интеллекта и анализа данных на ступени среднего общего образования с использованием кейс-метода. Кейс-метод позволяет усилить погружение обучающегося в представляемую проблему и находить применением ресурсов в условиях их ограниченности. Для организации и контроля использовался фреймворк SCRUM для Agile-методологии, адаптированный под нужды образования. 

  • Романо Гвардини о современной науке и экспонента Аррениуса

    В докладе рассматриваются актуальные философские проблемы естественно-научного и гуманитарного знания и кризис современной системы образования. Гвардини в работе "Конец Нового времени" (1954) пытается предугадать будущее и приходит к выводам о неизбежном кризисе науки и образования, который мы должны переживать в настоящее время. Знание тезисов Гвардини может помочь педагогам и организаторам системы образования лучше ориентироваться в протвостоянии вызовам времени. 

  • Один из подходов к решению проблемы несогласованности учебных программ по математике и физике для профильных физических классов основной школы

    В данной работе рассмотрен один из подходов к решению проблемы несогласованности учебных программ по математике и физике для профильных физических классов основной школы.

  • Прототип онлайн-платформы для педагогической аналитики на базе google sheets и app sheets

    Разрабатывается онлайн-платформа для педагогической аналитики на базе облачных электронных таблиц google sheets, работающая совместно с мобильным приложением в app sheets. Показаны основные возможности прототипа платформы для мониторинга успеваемости учащихся и педагогической аналитики, а также рассмотрены ее главные преимущества. Предполагается, что представленные в прототипе платформы идеи могут оказаться полезными при реализации национального проекта по цифровой трансформации образования.

  • Олимпиадные школы МФТИ - 10 лет

    Дополнительная общеобразовательная программа (проект) "Олимпиадные школы МФТИ" была запущена 10 лет назад для привлечения внимания старшеклассников к решению нестандартных творческих задач; подготовке к олимпиадам. За это время более 12 000 человек прошли обучение, большинство из них поступили в ведущие вузы Российской Федерации. В 2022м году трое из них были отобраны в сборные Российской Федерации и завоевали медали на Международных предметных олимпиадах школьников.

  • Место дополненной реальности в школе

    В данной работе рассматриваются различные аспекты присутствия дополненной реальности в образовательном процессе в школах России.

  • Вычисление величины двугранного угла

    Многие школьники при решении задач по стереометрии сталкиваются с затруднениями при вычислении величины двугранного угла. В данной работе показаны простые способы получения теоремы косинусов и синусов для двугранных углов.

  • Комплексный подход к реализации «Системы Физтеха» в начальном и среднем образовании

    Мы исследовали эффективность системы Физтеха в начальном общем и среднем общем образовании на примере проекта «Классы Физтех ХХI». Проект показал высокую эффективность, однако для успешной реализации данной системы необходим комплексный подход, который включает в себя поддержку со стороны родителей и администрации школы, обучение учителей и консультационную поддержку координаторов проекта.

  • Применение аппаратно-программного оснащения мобильных устройств при изучении явлений механики и акустики в школе

    В работе проводится анализ программно-аппаратного обеспечения современных мобильных устройств. Рассматриваются варианты его применения в рамках школьного лабораторного физического практикума для изучения механических и акустических явлений.

  • LabSpace - система учета лабораторных работ

    Информационная система контроля сроков выполнения и проверки лабораторных работ по программам подготовки бакалавров и магистров редполагающим разработку прикладных программ на различных языках программирования.

  • Практические подходы к формированию основ физического мышления и базовых навыков решения задач по механике у учащихся физико-математических классов на начальном этапе изучения физики

    В работе были проанализированы подходы к изучению физики в существующих учебных пособиях, сформулированы подходы, помогающие сформировать основы физического мышления у учащихся на начальном этапе изучения физики, а также составлено методическое пособие по динамике для учащихся 7 физико-математических классов.

  • История становления олимпиад Физтеха

    Одной из первоначальных целей школьных олимпиад МФТИ был отбор наиболее подготовленных и способных. В этом заинтересованы вузы, эта цель и сейчас остается очень важной. Вместе с тем в университетах и вузах всегда понимали и то, что олимпиады служат активной формой широкой пропаганды естественнонаучных знаний. Естественным поэтому нужно считать переход от призывов к более глубокому изучению физики и математики, к конкретной помощи учащимся в систематических занятиях этими науками.