64-я Всероссийская научная конференция МФТИ

64-я Всероссийская научная конференция МФТИ

Список разделов ШГНП - Секция Актуальные философские проблемы естественнонаучного и гуманитарного знания

Секция принимает доклады, посвященные анализу онтологических, гносеологических, этических, эстетических, методологических, исторических, культурологических и т.п. аспектов современного научного знания, методов его получения, влияния на общественное сознание и социальные практики, межкультурную коммуникацию и т.п.

  • Философское истолкование понятия «Другой» в контексте ситуации пандемии.

    В работе предприняты попытки анализа концепта "Другой" на основе произведений Ж.-П. Сартра и осмысление этого феномена в контексте  ситуации, сложившейся в связи с пандемией COVID-19. Целесообразно рассмотрение феномена "Другой" не только в рамках чисто философского осмысления но и в контексте социальных дисциплин. Совокупно используются диалектический, феноменологический и герменевтический методы.

  • Философия сознания и современная наука

    В докладе рассказывается о таком актуальном в современной аналитической философии направлении, как "философия сознания", выделяются проблемы, требующие междисциплинарного взаимодействия представителей естественнонаучного, точного и гуманитарного знания, показывается, как философский концептуальный анализ сознания может стимулировать исследования сознания и проблем искусственного интеллекта, проводимых в рамках нейронауки, эмпирической психологии, в компьютерной и когнитивной науке.

  • Перспективы развития российского правового регулирования в сфере редактирования генома человека

    Активно развивающиеся медицинские технологии открывают большое количество возможностей для эффективного лечения больных. Одной из таких процедур является редактирование генома человека. В то же время для проведения таких процедур в настоящее время отсутствует правовое регулирование, однако некоторые позитивные сдвиги в этой части имеют место, что и будет рассмотрено в настоящей работе.

  • Парадоксальное как коммуникативно-прагматический прием в судебных речах А.Ф. Кони

    Представлен анализ судебных речей А.Ф. Кони, были сделаны выводы: тексты выступлений А.Ф. Кони богаты средствами выразительности, делающими речь оратора изящной, яркой, точной. Стилю анализируемого классика судебного красноречия присущи как парадоксальное как коммуникативно-прагматический прием, так и комическое и ироничное, что делает выступления А.Ф. Кони образцом русского ораторского искусства.

  • Анализ идеологии и ее влияния на общество на примере советского фильма «Тот, кто с песней»

    Советский документальный короткометражный фильм «Тот, кто с песней» рассмотрен на предмет определенного идеологического посыла и его влияния на общество. В искусстве того времени выражались личное мнение и собственные переживания от жизни в советской идеологии, впитанные человеком с самого рождения. Есть смысл перенести данный анализ на картину наших дней. В современном восприятии творчества также важны темы, посыл, умение не пересечь границы дозволенного. 

  • Модель семантического поиска для преподавания гуманитарных наук в естественнонаучных и технических ВУЗах

    В докладе предлагается модель семантического поиска по ключевым словам из словаря изучаемой гуманитарной дисциплины с использованием моделей глубокого обучения, а также перспективы ее применения в образовательных целях.

  • Понятие "философия" в античной культурной традиции (от досократиков до Аристотеля)

    В работе рассматривается первое документально подтвержденное использование термина "философия " в древнегреческой письменности, значения понятия "мудрость" у Гомера, Геродота, понятия "философия" у Пифагора, Гераклита, софистов, Исократа, Платона, Аристотеля. Также обсуждается вопрос о согласовании двух определений философии в "Метафизике" Аристотеля

  • Международная конкурентоспособность московских вузов

    Привлечение иностранцев к обучению в России является важной проблемой, актуализировавшeйся в последние годы. Её контуры претерпели изменения из-за пандемии COVID-19, но значимость не снизилась. В докладе на материалах комплексного социологического исследования, проведенного в 2021 году, рассматриваются некоторые аспекты международной конкурентоспособности образования московских вузов в текущих условиях и анализируются перспективы развития ситуации.

  • Возможность использования теории стихий для разработки рекомендаций по управлению трудовым коллективом

    В настоящее время не угасает актуальность поиска новых форм
    построения эффективных систем управления персоналом, в том числе
    связанных с индивидуализацией психосоматических характеристик личности,
    отдельного коллектива, организации в целом. В статье рассматривается
    возможность использования теории стихий для построения оптимальной
    системы управления персоналом организации. Указанное, несомненно, может
    сказаться на эффективности работы сотрудников в организации, а также
    на самом её развитии.

  • Переосмысливая профессиональную этику в практической психологии

    Рассматривается вопрос неоднозначности понятия «психологической этики» и необходимости введения компонента «внутренней этики». Рассматриваются результаты пилотного исследования внутренней репрезентации этических норм у психологов-практиков.

  • Развитие методологии Томаса Куна на примерах из физики и химии

    В работе предпринята попытка обобщить и расширить представления о различных причинах возникновения и развития ошибочных теорий. В 2022 году исполняется 60 лет со дня выхода самой известной книги Томаса Куна "Структура научных революций". В работе рассматривается справедливость положений классической теории Куна к развитию некоторых направлений теории горения и взрыва. Нами прдлагается классификация различных видов "лженауки" по возникновению, происхождению, длительности, значимости.

  • Имплементация идей западничества 30-50 г. XIX вв. в наши дни (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышевский)

    В работе раскрываются концептуальные положения западничества на основе анализа работ А.И. Герцена, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева и Н.Г. Чернышевского. Рассматривается вклад западничества в развитие русской литературы, политической и экономической жизни страны на современном этапе.

  • Психолого-педагогические подходы к вопросу применения арт-терапии в образовании

    В статье рассматриваются актуальные проблемы современной системы образования. Анализируются функции и методы применения арт-терапии в образовании как средства выявления и коррекции психологических проблем участников образовательного процесса.

  • Рационализация процента: опыт схоластов до Фомы Аквинского

    П. B4.1.9A МСФО (IFRS) 9 гласит: "Временнáя стоимость денег является элементом процентов, который обеспечивает возмещение только за прошествие времени." Это перекликается со знаменитым древним проклятием palea Ejiciens: "Plus maledictus est usurarius; ipse namque rem datam a Deo uendit".

    Экономические идеи схоластов актуальны и во многом перекликаются с последующей экономической мыслью и современностью. Важнейшей экономической темой для них являлась запретность процента.

  • Социотехническая конвергенция в контексте цифровизации общества

    Новым трендом информатизации выступает цифровизация как процесс создания цифровых сетевых платформ. Последние надо рассматривать как социотехнические системы, на которых протекает конвергенция технико-технологической и программно-алгоритмической составляющих цифровых сетевых платформ и человека. Это порождает перспективу превращения человека в элемент цифровой сетевой платформы, на которой принятие решений осуществляется искусственным интеллектом на основе больших данных.

  • ЯЗЫКОВОЕ КОНСТУРИРОВАНИЕ ГЕНДЕРА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

    Работа посвящена систематическому анализу исследований по гендерной лингвистике последних 10 лет с точки зрения проблематики гендерной лингвистики. Внесена ясность в вопросе истории становления категории гендера, развития подходов к пониманию гендера и новый подход к пониманию в работах последних лет. Намечены новые тенденции развития науки и языке и гендере, отмечены проблемный вопросы.

  • Философская интерпретация антропного принципа

    В работе проводится философский анализ концепции антропного принципа, рассматривается возможное влияние антропного принципа на построение научной картины мира и то каким образом принцип в разных версиях может быть встроен в научную картину мира. Проводится разбор возможных интерпретаций принципа на основе согласованности антропного принципа с современными научными теориями и системой научного знания в целом.

  • Вьетнамская философия в развитии международной интеграции

    Исследовательская работа рассматривает процесс формирования философии Вьетнама с учётом международного влияния. В работе рассмотрены факторы, влияющие на формирование философии государства: географическое положение, внешние контакты с другими государствами, общество. Выделены этапы развития вьетнамской философии, а также отмечены ключевые моменты интеграции философии Вьетнама с культурами других стран.

  • Философско-психологический потенциал позитивного одиночества

    В статье рассматриваются теоретические аспекты такого психологического феномена, как одиночество. Кроме этого, в ходе анализа научных публикаций был определен потенциал позитивного одиночества, который способен развивать личность.

  • Информационная лавина как неотъемлемая часть развивающихся информационных технологий

    В статье описывается информационная лавина как проблема современности о которой писали еще  60х. Приводятся методы уменьшения последствий информационной лавины

  • Полемика св. Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским о роли философии и науки в деле духовного совершенствования

    В работе описывается полемика афонского исихаста св. Григория Паламы с итальянским ученым монахом Варлаамом Калабрийским о роли так называемой "внешней мудрости", то есть философии и науки  в деле духовного очищения и Богопознания. Делается вывод, что непримиримость позиций двух мыслителей связана с различиями в подходах к духовной практике, характерными для каждого из них. 


  • Отличительные черты гендерной социализации субъекта в XXI веке

    Даётся социально-психологический анализ особенностей современной гендерной социализации, демонстрируется их диалектичный взаимопротиворечивый характер и влияние на личность. Делается вывод о гендерной идентичности  продукте таковой социализации как о формирующемся прижизненно значимом предикторе позитивного самосознания и психологического благополучия.

  • Игровая симуляция как одна из наиболее недооценённых методологий научных исследований.

    В даной работе рассматривается вопрос низкой популярности игровых методов исследований. Изучаются причины большей популярности количественных исследований, а также опросных техник в частности. На примере аналогичных количественного и качественного исследований раскрываются специфические особенности деловой игры как исследовательского метода. 

  • Социокультурная среда, как основа формирования идеологических ценностей молодёжи в провинциальной местности на примере города Тамбова.

    В данной работе рассмотрена тенденция культурного развития молодёжи Тамбовского региона. Рассмотрена проблема приобщения молодёжи к культуре своего города. В статье наибольшее внимание уделяется тому, чтобы показать альтернативные способы решения данного вопроса. Также в работе выделяется три главных принципа работы культурных учреждений для наибольшей их эффективности в сфере привлечение молодёжи г. Тамбова.

  • Проблема сопряжения Гуманизации и Технологизации в культуре и образовании.

    Рассматриваются подходы к соотнесению феноменов и процессов технологизации  и гуманизции-от антагонистических и конкурентных,в которых  технический прогресс опережает культурный и социальный,что угрожает цивилизации-через подходы поиска компромисса и правильного соотношения,что находит отражение в практике современного образования-к подходу,где технологизация и гуманизация неразрывно связаны исторически и эпистемологически,и вносят свои вклады в развитие цивилизации и человека

  • Феномен русского нигилизма в студенческой среде второй половины XIX века и современность: на примере физтеха

    Рассматривается становление современной либеральной реакции, возникшей на изломе 90-х годов прошлого века и ее отражение в русской социально-политической культуре и мировоззренческих предпочтениях. Прослеживается, как следствием этого процесса стал популярен культурный архетип русского нигилизма. Исследуется проблематика современной действительности и ее влияние на мировоззрение людей. Раскрыт феномен данного архетипа, популярность его в современности, проведены исторические параллели .

  • Востоковедение – наука, ненаука или сверхнаука?

    Отсутствие у востоковедения парного западноведения – следствие формирования современной системы наук в эпоху глобального доминирования Запада, представлявшего Восток как свою противоположность – Незапад. Русский термин «востоковедение» соответствует его европоцентристскому пониманию, поскольку «ведение» означает в первую очередь «управление», а не «знание». 

  • Завершение классического периода развития русской философии в творчестве Н.О. Лосского

    В работе рассматривается значение творчества одного из последних классиков русской философии Н.О. Лосского, завершившего всем своим творчеством развития самобытной русской философии XIX-XX вв. Делается попытка актуализировать органическое мировоззрение Н.О. Лосского для современного ученого все более погружающегося в пространство цифровой виртуальности. Метафизика Лосского рассматривается как парадигмальное основание современного научно-технического знания. 

  • Антропологический проект современной философии сознания

    Антропологический проект современной философии сознания рассматривается как оппозиция постмодернистскому проекту "исчезновения  человека". По мнению автора, философы сознания конструируют такой образ человека, который  одновременно является эффективно работающей мишенью для маркетинговых коммуникаций, лишен большинства трансцендентных связей и отношений, а также минимизирует роль мышления как источника сомнения и вопрошания.

  • Пространство образования как проблема

    Работа посвящена как философскому, так и психологическому рассмотрению актуальной в современных социо-культурных условиях проблемы образования - его сущности, целей и форм. Основным тезисом является постулирование обучения как творческого по преимуществу процесса, требующего особых как общекультурных, так и психических и физических границ и сред.  Важной темой является исследование соотношения онлайн и оффлайн форм в обучении.